О том, что в Российском Лесном законодательстве царит полная неразбериха, сегодня знает каждый, кто имеет хоть какое-нибудь отношение к деревообработке.
В настоящее время в России изменения лесного законодательства идут двумя параллельными процессами. С одной стороны, вносятся изменения в действующий Лесной кодекс, с другой, продолжается работа над новой редакцией главного лесного закона.
С одной стороны:
Из выступления заместителя Министра экономического развития и торговли России М.М. Циканова на презентации новой редакции Лесного Кодекса 2.02.2004 Страница № 2:
Три цели новой редакции Лесного кодекса
- Экологическая: обеспечение устойчивого состояния лесного фонда, улучшение его качественных характеристик для выполнения лесами экологических функций;
- Экономическая: создание условий для развития цивилизованного бизнеса в лесном секторе через вовлечение земель лесного фонда в гражданский оборот, создание системы публичных норм рационального лесоводства и лесопользования и формирования базы лесных ресурсов;
- Социальная: обеспечение сохранности и восстановления рекреационного потенциала лесов, формирование прозрачной системы лесных отношений через распространение норм рационального лесоводства на леса, расположенные на землях других категорий;
C другой стороны:По мнению большинства цивилизованных лесопользователей, этот законопроект:
- упрощает процедуры отвода участков, занятых лесами первой группы (имеющими особое природоохранное значение) для коттеджного строительства и тому подобных целей.
- устанавливает в качестве оснований изъятия земель лесного фонда "утрату средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных свойств лесов" и "прекращение нужд лесного хозяйства".
- готовит почву для "изъятия земель государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, заповедных лесных участков".
Также мы считаем необходимым привести здесь тезисы следующего документа:
Основные замечания Российских неправительственных организаций к проекту Лесного кодекса
(версия с сайта Минэкономразвития России на 29.01.2004)
У проекта нового Лесного кодекса просматривается целостная концепция и внутренняя логика реформы лесного сектора, хотя в текущей версии она явно незавершённая. Также, по сравнению с действующим кодексом, увеличено количество норм прямого действия, что может рассматриваться как положительные изменение.
Однако, даже если предлагаемая концепция системы управления лесами абсолютна логична и обоснована, велик шанс того, что в ходе создания такой системы в течение длительного времени будет наблюдаться ситуация, когда нынешняя система лесного хозяйства и лесопользования уже будет развалена, а новая еще не заработает. Предлагаемые изменения потребуют коренной переработки многих действующих ведомственных нормативных документов, разработки ряда новых документов, а также утверждения (переутверждения) большинства подзаконных актов на уровне правительства.
В результате деятельность законопослушных и ответственных лесопользователей может оказаться надолго парализованной. В условиях правовой неразберихи переходного периода возможна вспышка нелегальных и полулегальных рубок и усиление хищнического отношения к лесу. К сожалению, в текущей версии Кодекса этот переходный период описан крайне скупо. И это является одной из основных проблем текущей версии, которая должна быть скорректирована при подготовке окончательной версии Кодекса.
Также в текущей версии Кодекса всё ещё имеется имеется целый ряд проблем, противоречий с действующим законодательством, внутренних противоречий и технических нестыковок. Часть из них, вероятно, можно отнести на счёт того, что доступная нам для анализа версия - предварительная. Однако, ряд проблем носит системный характер и являются, с нашей точки зрения, весьма существенными. Наиболее серьёзны, на наш взгляд, следующие:
- Возможность приватизации защитных и резервных лесов.
- Системные проблемы с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ).
- Требование к владельцам лесных участков вести лесное хозяйство.
- Облегчение возможности строительства и добычи полезных ископаемых в лесах.
- Возможное ущемление прав граждан.
- Существенное ослабление контроля за соблюдением законодательства при лесопользовании.
- Полное исключение общественности из планирования лесопользования и контроля за лесопользованием.
- Фиктивность "либерализация" лесопользования.
- Отказ государства от обладания хотя бы относительно надежной информацией о состоянии и стоимости лесных ресурсов.
Подготовлено Российскими неправительственными организациями:
Всемирный фонд дикой природы
Международный социально-экологический союз
Центр охраны дикой природы
Гринпис России
Всемирный союз охраны природы для стран СНГ
Наиболее полная информация по этой проблеме на сегодняшний день находится на Интернет-сайте Forest.ru
Как всегда, мы предлагаем читателям высказать свою точку зрения. Отправляйте ваши письма на адрес электронной почты Genews@globaledge.ru