Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг
Продажа готового бизнеса по производству клееного бруса в Московской области

Шлифование: проблемы и решения

Шлифование МДФ, ДСП, щита, фанеры: проблемы и пути их решения

Валерий Щеглов, инженер завода абразивного инструмента «Корунд» Группы компаний «Глобал Эдж»

Растущие требования потребителей современного мебельного рынка к качеству сырья ставят деревообработчиков во все более жесткие условия. В первую очередь это относится к качеству обрабатываемых поверхностей.

В этой статье мы рассмотрим некоторые причины возникновения проблем при шлифовании заготовок и предложим пути их решения.

Продольные и поперечные полосы

Возникновение синусоидальных продольных полос на шлифуемом изделии может объясняться низким качеством абразивного материала. Второй причиной возникновения этих полос является местное притупление или забивание (засаливание) абразива ленты.

При повреждении контактного элемента станка (вала или утюжка) дефект на поверхности изделия носит строго прямо линейный характер. Он может выглядеть как пунктирная или непрерывная линия. Возникновение неявных прямолинейных продольных полос обусловлено чрезмерным давлением на утюжок.

Возможной причиной появления поперечных полос является износ системы подачи заготовки. В этом случае заготовка в зоне шлифования двигается рывками. При изменении скорости подачи шаг между полосами не изменяется. Основанием для этого могут служить износ редуктора системы подачи или износ транспортных валов. Если контактный вал или шлифовальная лента являются причиной возникновения полос, то при смене скорости подачи расстояние тоже изменится.

Поперечные полосы могут возникать из за неправильно склеенного шва. Зная шаг поперечных полос, можно выяснить, что данный дефект возникает из за шлифовальной ленты. В случае подтверждения предположения лента подлежит замене.

Появление поперечных полос на поверхности шлифуемого изделия может вызывать контактный вал станка. Причиной брака может являться дисбаланс калибровального вала или износ опорных подшипников. Если причина возникновения полос заключается в контактных валах, то расстояние между полосами можно вычислить следующим образом:

Разнотолщинность отшлифованного изделия

При шлифовании плит может проявиться такая серьезная проблема, как различие толщин изделий по ширине, которая может возникнуть по следующим причинам:

  • неравномерный износ контактного вала станка или неравномерный износ утюжка;
  • неправильная настройка станка;
  • неравномерный износ шлифовальной ленты.

Для того чтобы избежать неравномерного износа ленты необходимо использовать всю ее рабочую ширину. При значительном износе необходимо произвести замену винтовой пары.

Быстрый износ или засаливание шлифовальной ленты

Низкий срок службы лент может быть обусловлен неправильным применением лент с разной зернистостью при переходе с одной операции шлифования на другую, например, если после обработки изделия лентой с зернистостью Р40 перейти к обработке лентой с зернистостью Р80. Такой переход приведет к увеличению нагрузки на ленту с зернистостью Р80 и, как следствие, к ее быстрому износу. Кроме того, при данном соотношении зернистости шлифовальная лента не сможет в полном объеме убрать глубокие царапины, полученные на операции калибрования.

К быстрому забиванию ленты приводит и плохая система аспирации. Необходимо, чтобы скорость потока воздуха на выходе из станка была не менее рекомендованной в инструкции по эксплуатации станка.

Сход или разрыв шлифовальной ленты

Сход шлифовальной ленты со станка может происходить из за ее неправильной геометрии. Если шлифовальная лента изготовлена конусом, то при включении станка она «сбегает» с вала в одну сто рону. Есть быстрый и эффективный способ проверить качество склейки ленты — перевернуть ее. При включении станка она должна «сбегать» с вала в противоположенную сторону.

Разрыв лент может быть вызван следующими причинами:

  • неравномерно распределена нагрузка на ленту. Обработка производится с одной стороны рабочей зоны станка;
  • неправильная геометрия шлифовальной ленты, лента имеет вид бочки или галтели. Чаще всего причиной этого является нарушение условий хранения лент (высокая или низкая влажность помещения для хранения лент);
  • износ контактного или натяжного валов. При этом происходит «складывание» шлифовальных лент.
  • неправильно работает датчик осцилляции, например, он запылен;
  • большой припуск на обработку;
  • предельный износ или засаливание шлифовальных лент;
  • неправильная настройка станка;
  • проскальзывание шлифовальной ленты относительно контактного вала. Чаще всего это происходит из за несоответствия длины шлифовальной ленты или из за ее слабого натяжения.  

Описать в рамках одной статьи все причины возникновения брака при шлифовании практически невозможно. Для точного выявления факторов, негативно влияющих на процесс обработки, необходима индивидуальная консультация со специалистами службы технической поддержки.

Обращаем ваше внимание на то, что компания «ЛайнерБелт» оказывает полную техническую поддержку своим заказчикам. Наши специалисты помогут не только в выборе абразивного материала, но и окажут содействие в оптимизации технологического процесса шлифовки изделий в целом.  

Список номеров