Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Внутрицеховой транспорт мебельных предприятий (Окончание)

Система внутрицехового транспорта

Большинство отечественных предприятий средней мощности использует в качестве подстопных мест для деталей и перемещения стоп колесные ручные тележки. При их применении пространство между станками остается практически свободным, что в дальнейшем допускает перепланировку оборудования без дополнительных затрат. Однако, как и погрузчики, ручные тележки требуют для своего перемещения значительного пространства, что снижает эффективность использования площади цеха. Съем стоп деталей с таких тележек производится вручную, что увеличивает вероятность появления брака из-за механических повреждений деталей и повышает трудозатраты. При транспортировании тележек по неровному полу возможно смещение стоп, поэтому их высота ниже, чем при транспортировании по рольгангам, что также ухудшает использование площадей. На некоторых предприятиях при организации системы внутрицехового транспорта были сделаны попытки совмещения системы рольгангов и ручных тележек. При этом их грузовые платформы выполнялись также в виде рольганга, оснащенного стопорами, препятствующими скатыванию стопы во время движения. Однако, по ряду причин (трудность совмещения тележки и рольганга, наличие рельсов траверсных тележек, мешающих перемещениям и т.д.) такая совмещенная система широкого распространения не получила.

Система внутрицехового транспорта

За рубежом, а в последнее время и на некоторых отечественных мебельных предприятиях, получила распространение система внутрицехового транспорта, построенная на основе подстопных мест в виде стандартных деревянных грузовых поддонов (палет), перемещаемых посредством ручных тележек с гидравлической подъемной грузовой платформой (вилами). Преимуществом такой системы является то, что тележки компактны, требуют относительно немного места для перемещения, не остаются под стопой на все время ее обработки, то есть используются более интенсивно и требуются в меньшем количестве. Сами деревянные поддоны относительно недороги и могут изготавливаться силами самого деревообрабатывающего предприятия. Излишние, незадействованные, поддоны легко складируются вручную в любом месте цеха,  практически не занимая места. За рубежом разработаны и широко применяются аналогичные ручные тележки с гидравлическим подъемом вил на высоту до 2-х и более метров, что позволяет максимально использовать высоту цеха, располагая поддоны с полуфабрикатам и изделиями на верхних ярусах металлических конструкций. Серьезным недостатком системы транспорта, построенной на базе ручных гидравлических тележек с подъемными вилами является малый диаметр их колес (роликов), что предъявляет весьма высокие требования к качеству полов и их устойчивости к воздействию высоких контактных нагрузок. Обычно используются наливные полы, требующие для их строительства высоких капитальных затрат.

Отделка

На крупных мебельных предприятиях, где для отделки используются автоматические линии, в состав которых уже входят все соответствующие конвейеры (ленточные, роликовые, пластинчатые и т.д.), доставка стоп деталей к ним производится обычными средствами, используемыми в других цехах, кроме авто- и электропогрузчиков, въезд которых в пожаро- и взрывоопасные зоны запрещен.

На предприятиях с ограниченными объемами отделки, где все операции нанесения покрытий выполняются в распылительных кабинах, сушка (отверждение) покрытий и перемещение деталей обычно производится в 10-20-ти этажных тележках-этажерках, снабженных обрезиненными колесами. При этом большое значение имеет качество изготовления тележек, так как даже небольшой уклон этажей может приводить к стеканию нанесенного покрытия и неравномерности отделки.

Где взять оборудование?

Начиная с 70-х годов необходимость механизации вспомогательных процессов производства, в том числе и внутрицехового транспорта широко пропагандировалась. Вместе с тем, их проектирование для мебельной промышленности было отдано на откуп отраслевым КБ или конструкторским отделам предприятий.

В системе Минлеспрома СССР рольганги, тележки и т.п. выпускал только один завод, мощностей которого для оснащения всех предприятий явно не хватало. А предприятия Минстанкопрома изготавливали рольганги только для комплектации автоматических линий. Поэтому предприятия были вынуждены изготавливать все необходимые средства своими силами. И качество их проектирования и изготовления было весьма низким. Достаточно привести пример, что ролики, изготовленные на отечественных предприятиях из трубы, имели толщину стенки до 3-х мм и соответствующий вес, а импортные, на основе сварного листа, – менее миллиметра, и были легче в три раза.

Для рам рольгангов у нас использовался стандартный уголок, тогда, как за рубежом – гнутый профиль. Все это неоправданно утяжеляло металлоконструкции и увеличивало их металлоемкость. О качестве непрофессионального изготовления говорить не приходится. После достаточно длительной паузы, вместе с новым развитием мебельной промышленности, потребность в средствах внутрицехового транспорта снова растет: рольганги и тележки бывших гигантов отрасли, снизивших объемы производства, как и многое из основного технологического оборудования, уже давно приобретены для вновь организованных предприятий.

Но рынок постоянно требует «новых поступлений». Это оборудование совсем несложно в изготовлении, может быть освоено любым мало-мальски серьезным предприятием и будет продаваться по хорошей цене. Но отношение к нему должно быть профессиональным, то есть оборудование должно быть построено на основе гамм с различными типоразмерами, удовлетворяющими запросы предприятий различной мощности, иметь современный дизайн, хорошую отделку, и доступную, не завышенную, цену.

Сегодня много металлообрабатывающих предприятий ищут для себя несложную, хорошо продаваемую продукцию, но никто еще не взял на себя смелость заполнить эту нишу.

Кто будет первым?

Дмитрий Ольгин

Список номеров