Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Внутрицеховой транспорт мебельных предприятий

К сожалению, сегодня трудно назвать достаточно крупное отечественное мебельное предприятие, работающее на полную мощность и эксплуатирующее оборудование в полном объеме, для которого проблемы внутризаводского транспорта материалов и полуфабрикатов на фоне многих других были бы главной или хотя бы ощутимой проблемой. Не сильно пока заботит она и небольшие новые мебельные предприятия. Но грамотная организация хранения и перемещения деталей и изделий в мебельном производстве часто определяет качество, величину потерь и трудозатраты в производстве.

Складирование плит

Основой для изготовления большинства видов современной мебели являются плитные материалы, – древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Формат этих плит различен, но можно считать, что наиболее всего распространен размер 1,75 Х 3,5 м. Поставка плит осуществляется пачками высотой до 0,6 м. Вес одной пачки превышает 2,5 тонны. Разгрузка транспортных средств с такими стопами требует механизации (погрузчика). Плиты, в особенности при их поставке в холодный период, должны быть выдержаны перед использованием до 5 суток при температуре цеха. Это требует значительных площадей для хранения, или заставляет складировать плиты в несколько стоп по высоте, для чего также необходим вилочный погрузчик. Небольшие предприятия, с незначительным объемом переработки, не имеющие погрузчиков, вынуждены производить разгрузку транспорта с плитами вручную. При этом, во время ручной перегрузке плит, в особенности облицованных, (кашированных, ламинированных) часто возникают повреждения, увеличивающие впоследствии расход материала.

Дизельные автопогрузчики не разрешается использовать внутри цеха (склада) из-за загрязнения их выхлопом атмосферы помещения. Однако, вилочные электропогрузчики необходимой грузоподъемности отсутствуют, и за рубежом используются машины с двигателем внутреннего сгорания, работающие на газе. Но цена импортных погрузчиков (около 100 тыс. долл. США) для наших предприятий слишком высока и как правило, большинство из них идет на постоянные нарушения, используя отечественные, дизельные.

Раскрой плит

Проблема подачи пачек плит на раскрой аналогична складированию: с помощью автопогрузчика они укладываются на приводные рольганги или неприводные роликовые шины, грузоподъемностью не менее 1 тонны на метр длины, с которых посредством питателей или вручную ведется загрузка станков для раскроя. Транспортирование пачек (стоп) плит в помещение цеха в зимний период всегда представляет большую проблему, так как открытие проема (двери) для въезда автопогрузчика приводит к немедленному выхолаживанию цеха и значительным теплопотерям. Поэтому рольганги или шины часто продляются за пределы цеха, и подача плит производится через узкое горизонтальное окно в стене, оснащенное шторой из гибких ламелей.

Щитовые детали после раскроя плит сортируются по размерам и формируются в стопы высотой до 1,5 м. Их укладка может производиться автоматическими штабелерами, которые в отечественной промышленности из-за их высокой стоимости применения практически не нашли, или вручную.

Повторная машинная обработка

Под повторной машинной обработкой понимаются все операции мебельного производства, предшествующие отделке и сборке: форматная обработка, облицовывание кромок, сверление отверстий и так далее. Межоперационные перемещения стоп деталей внутри цеха производятся тремя способами: с помощью системы рольгангов, на ручных тележках и на поддонах (подстопах) с использованием электропогрузчиков. В последние годы на небольших предприятиях получил распространение и способ перемещения стоп на деревянных поддонах посредством ручных гидравлических тележек с подъемными вилами.

Выбор того или иного способа внутрицехового транспорта определяется еще на первоначальном этапе проектирования всего цеха, так как он во многом влияет на расстановку оборудования, рациональное использование площадей и затраты на оснащение.

Система рольгангов, называемых иначе конвейеры роликовые, довольно строго упорядочивает движение продукта в процессе обработки, но требует больших капитальных затрат на оснащение. Недостатком является и необходимость использования траверсных тележек, требующих укладки рельсовых путей. Головки рельсов не должны выступать над уровнем пола, что заставляет нарушать имеющиеся полы для выдалбливания соответствующих канавок для их прокладки. Траверсные тележки, перемещаемые вдоль и поперек внутрицеховых проездов, часто мешают перемещению других грузов и проходу персонала. Кроме того, изменение в технологии или установка нового оборудования требуют перепланировки (перестановки) всей системы рольгангов, что также связано с дополнительными затратами. Рольганговые системы чаще всего используются на крупных предприятиях с большими объемами производства. Большая высота стоп позволяет компактно размещать продукцию и экономить площадь производственных помещений, но при изготовлении изделий малыми партиями или по заказу, доступ к стопам, расположенным в середине ряда на одном рольганге, затруднен.

Способ внутрицехового перемещения деталей с помощью электропогрузчиков обычно применяется на предприятиях, оснащенных в основном автоматическими линиями, оснащенными питателями и укладчиками, где перемещения стоп достаточно частые, но расстояния между подстопными местами невелики, и где необходимо одновременное транспортирование стоп между различными цехами через улицу. Такая схема более мобильна, чем системы рольгангов, поскольку пространство цеха между станками остается незанятым однако, электропогрузчики не обеспечивают компактного складирования стоп с изделиями, так как требуют значительного пространства для своего движения. Перемещение электропогрузчиков со стопами по внутрицеховым проездам представляет определенную опасность для работающих и требует постоянного внимания. Во избежание аварийного разрушения строительных конструкций и технологического оборудования все проезды, где используются электропогрузчики оснащаются усиленными защитными ограждениями, что требует дополнительных затрат. Повышается и износ полов, которые должны выдерживать интенсивную нагрузку от движущегося нагруженного колесного транспорта. Электропогрузчики не могут использоваться на высоких этажах зданий, имеют более высокую стоимость, чем система рольгангов и требуют довольно сложного оснащения для обслуживания и зарядки их аккумуляторов и соответствующего персонала.

Большинство отечественных предприятий средней мощности...

Продолжение следует
Дмитрий Ольгин