Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

«Психологические» свойства дерева

Та сторона явлений, которая, в своей специфической особенности не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни - материальной пользы и которая, однако, составляет предмет положительной оценки, то есть признается достойною или одобряется - есть эстетически прекрасное или КРАСОТА.

Ф. А. Брокгаузъ и и. А. Эфронъ
Энциклопедический словарь
1895 г.

Использование слова «свойства» обычно подразумевает научную информацию о физических, механических, химических или анатомических характеристиках. Говоря о дереве, мы обычно пользуемся такими терминами, как уровень влажности, плотность, прочность, выражая их в стандартных единицах длины, объёма, массы или в градусах и процентах. Но в этой статье мы хотели бы остановиться на том, что является отличительной чертой дерева с психологической стороны.

Дерево обладает ценностями, которые не могут быть описаны научными терминами. Эти аспекты, при отсутствии их полного понимания и даже объяснения, действительно существуют, и можно попытаться продемонстрировать их присутствие.

То, о чём идёт речь, можно назвать «чувственными свойствами», поскольку они имеют непосредственное отношение к нашим чувствам осязания, зрения, слуха, обоняния, запаха и вкуса. Эти свойства включают цвет, запах, резонанс и т.д., и отчасти могут быть объяснены и описаны в научных терминах. Например, несколько эмоциональное определение «тёплого» дерева является физической реальностью, что дерево осязается, как тёплое, особенно по сравнению с металлом. Мы можем объяснить это научно, в терминах низкого коэффициента теплопроводности сухого дерева. Но всё равно остаётся аура тепла, наводящая на мысль о «дружественности».

При рассмотрении психологических свойств, мы не должны стремиться ожидать схожести мнений среди людей. В отличие от физических и даже чувственных свойств, которые могут быть объяснены универсальным языком науки, и таким образом переданы другим, психологические свойства субъективны. Психологическая черта может существовать для одного человека и быть совершенно несущественной для остального человечества. Так же и кусок дерева может иметь значение, которого лишены куски из других пород дерева, или даже из того же самого дерева. Например, глубоко сентиментальное значение может иметь объект, сделанный из знаменитого или знакомого дерева.

Думается, что психологическая притягательность деревянных объектов возникает из взаимодействия двух жизненно важных элементов – природы и человечества. Нас безусловно привлекает то, что дерево – это непосредственный и не изменённый продукт творения природы. И мы оплакиваем потерю эстетики в изделиях из ДСП или в таких предметах, как коробки для яиц. Они сделаны из дерева, но трансформированы настолько далеко от него, что распознать в них дерево уже нельзя. И совсем не зря интерьер дорогих автомобилей или яхт украшают панели из дерева.

Подсознательно, а, может быть, и сознательно многие люди сегодня сопротивляются тому, что нас постепенно затягивает синтетическая окружающая среда, всё больше отдаляя нас от природы. Поэтому так важно для нас любое напоминание о естественном мире. Значение дерева в оформлении интерьеров поэтому так велико, равно как и значение натуральной кожи, шерсти, камня свидетельствует об эстетической и психологической ценности природных материалов.

В значении, придаваемом дереву, важен и элемент человеческого участия. Дерево нашло своё применение потому, что это был самый подходящий, доступный и логичный по применению материал для удовлетворения функциональных потребностей, но вместе с производственными навыками развивались и высокая степень художественного творчества и эстетическое восприятие. Тот факт, что по причине широкомасштабности производства, товары потеряли свою чувственность, является одной из причин того, почему настоящее дерево, особенно ручной работы, сохраняет свою ценность.

Известный американский специалист в области деревообработки, знаменитый резчик по дереву и человек, по-настоящему влюблённый в своё дело, профессор Брюс Ходли, в своей книге «Понимание дерева» приводит интересный пример. Это эксперимент, который он проводил с несколькими группами студентов, преподавая в Массачусетском Университете. В комнате для семинаров стоял длинный ореховый стол. Он имел приятные пропорции, слегка скруглённые края, так что к концам его форма была уже, чем в середине. Он был мастерски изготовлен, его поверхность была покрыта тщательно подобранным красивым ореховым шпоном. По краю была пропущена массивная облицовка из цельного ореха, придававшая всему столу ощущение целостности.

Рассадив группу студентов вокруг стола, Ходли привлекает их внимание к его отличительным особенностям, от внешнего вида и дизайна, рисунка на поверхности и особенностям конструкции, до его общей важности и резонанса. Он спрашивает студентов, согласны ли они с его мнением, и они, как правило, с энтузиазмом соглашаются. Тогда Ходли говорит: «Если это такой действительно прекрасный стол, эстетически привлекательный и хорошо сделанный, то так ли это важно, из чего он сделан, Вы же все понимаете, что это пластик, не так ли?».

Выражение неподдельного шока на лице каждого студента показывает, что на самом деле это важно. Замешательство углубляется по мере того, как Ходли начинает расхваливать достижения современных технологий, которые позволяют в точности имитировать физические свойства материала, и фотографические методы, позволяющие в мельчайших деталях имитировать строение древесины.

Когда Ходли чувствует, что он добился своей цели, он признаётся в своей проделке и заверяет студентов в том, что стол на самом деле сделан из подлинного ореха. После кратковременного эмоционального смятения, студенты прощают его, когда понимают цель невинного обмана. Группа соглашается с тем, что «при прочих равных» (как пишут обычно учебники), разница между настоящим деревянным столом и синтетической подделкой действительно существует. В чём бы она ни заключалась, эта разница, в ней скрыта мистическая тайна дерева.

 

Список номеров