Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

К вопросу о безопасности

Это факт: заготавливать деревья и пилить древесину - не самые безопасные занятия в этом мире. Мы валим деревья весом в тысячи килограмм. Мы перемещаем их из леса на большие расстояния. Мы работаем на станках с очень острыми пилами на больших скоростях.

Очевидно, что потенциальная возможность несчастного случая - незначительного или серьёзного - весьма высока. Мало того, нарушения нормальной жизнедеятельности могут также произойти по причине продолжительного воздействия шумов и вибраций.

Как и большинство людей, не понаслышке знакомых с лесозаготовками и пилением, я лично видел немало серьёзных травм, да и сам не раз был на волосок от несчастного случая. Травмы - это не шутки: они отрывают время от работы, снижают производительность, приводят к потере денег. Всегда присутствуют боль, потеря трудоспособности, иногда даже смерть.

Как работать безопаснее? Некоторых людей травмы просто преследуют, другие кажутся заговорёнными против них, а большинство из нас находится где-то между этими крайностями. Дело не только в удаче. Люди, не подверженные травматизму думают по-другому и работают по-другому, в такой манере, которая обеспечивает им безопасность.

Существует тенденция считать, что несчастные случаи происходят сами по себе. Может быть, это вызвано тем, что несчастный случай, по определению, является неожиданным и непредвиденным. Но это не означает того, что вы не должны ожидать потенциально возможных неприятностей. Несчастные случаи - это не просто случаи. Если их не изучать, а думать о них "не повезло", вряд ли можно будет извлечь из них какой-либо урок.

Что усложняет подобное предвидение (и, таким образом, предотвращение) несчастных случаев, так это то, что они вызваны больше чем одной ошибкой или их совпадением. Благодаря этому мы в большинстве случаев "избегаем" неприятных последствий, тем самым, затрудняя осознание того, насколько небезопасны наши действия и предвидение возможной беды.

Вот простой пример из моего опыта: двое рабочих пытались переместить бревно, обмотав вокруг него цепь и зацепив её за вилы погрузчика. Оператор погрузчика хотел облегчить работу своего напарника и слегка пошевелил вилами. При этом цепь соскользнула, а вилы врезали рабочему по руке. К счастью, обошлось без серьёзного увечья.

На следующее утро мы провели общее собрание персонала, посвящённое этому инциденту. Оператор погрузчика сказал, что принимает вину на себя. Травмированный рабочий сказал, что он не винит оператора. По его мнению, ему просто не повезло.

Тогда мы обсудили причины произошедшего и вскоре выяснили, что одновременно были допущены две ошибки: оператор двигал вилы самостоятельно, без команды рабочего, а рабочий работал под вилами, подвергнув себя опасности на случай внезапного перемещения. Таким образом, оба совершили критические ошибки, а их совпадение во времени привело к несчастному случаю. Так что по сути, виноватыми оказались оба.

Без сомнения, оба допускали подобные ошибки и раньше, но это не приводило к серьёзным последствиям, что и заставило их думать в стиле "не повезло". На самом деле травм и инцидентов можно избежать, если обладать адекватным предвидением того, что может случиться и неустанно соблюдать правила техники безопасности.

Чтобы работать безопаснее, вам необходимо установить для себя собственные правила, то есть такие, которые вы сами не нарушите при любых обстоятельствах. Или, если нарушите, вы сами прекрасно будете знать, на какой риск вы идёте и кого винить в том случае, если что-то случится.

Я убеждён в том, что мои собственные правила (см. ниже) спасают меня от многих неприятностей и травм. Большинство из них со временем стали органичной составляющей моей природы. Я чувствую себя голым, если я беру в руки бензопилу, когда на мне нет спецодежды. Ваши правила могут, конечно, быть иными, но если вы раз и навсегда установите их для себя, ваша безопасность значительно возрастёт.

Нельзя забывать о роли защитных приспособлений. Это не только защитные кожухи и ограждения, но и спецодежда. Если я на своей лесопилке роняю доску себе на ногу, то она падает на стальной носок моего защитного ботинка, я ворчу на собственную неуклюжесть, поднимаю доску и иду дальше. А если бы я был в кроссовках, я бы прыгал от боли, теряя драгоценное время, и, возможно, отправился бы к врачу, теряя ещё больше. То, что я надеваю защитные штаны, означает, что если я оступлюсь, или совершу неловкое движение, цепь бензопилы порвёт плотный материал, а не мою плоть.

Мои личные правила техники безопасности:

  • Если чувствуешь, что это опасно, не делай этого. Я научился доверять своему чувству опасности. Я не сделаю ничего, там, где почувствую опасность, за исключением спасения другого человека.
  • Работай с таким ощущением, что если что-нибудь может случиться, оно случится обязательно. Я всегда ожидаю того, что дерево упадёт на меня. Я готов к тому, что оборудование откажет. Стоя возле пилорамы, я так выбираю дистанцию, что если я поскользнусь, я упаду не на пилу.
  • Держи рабочую зону в чистоте. Чем меньше предметов вокруг меня, тем меньше вероятность споткнуться о них. Поэтому я постоянно убираю все обрезки, горбыль и пр.
  • Остановись, если устал. Когда я устаю, у меня снижается скорость реакции, у меня меньше вероятность отбежать в безопасное место, и я не так внимателен. Поскольку травма принесёт мне более значительные финансовые (и не только) потери, чем то, что я сегодня закончу работу раньше, я заканчиваю опасную работу, когда начинаю уставать. Например, если я валю деревья и начинаю замечать, что для того, чтобы сделать надпил я приседаю на корточки вместо того, чтобы нагибаться, я заканчиваю работу.
  • Никогда не снимай защитные приспособления. Ни время, ни деньги не стоят риска травмы.
  • Содержи оборудование и инструмент в исправном состоянии. См. п. 5
  • Убедись в том, что напарник работает безопасно. Жизненно важно до начала работы распределить обязанности и убедиться в том, что вы понимаете друг друга.

От редакции: Вот уже несколько лет в США существует Дарвиновский комитет, который ежегодно присуждает Дарвиновскую премию за самую глупую человеческую смерть. Одним из номинантов 2000-го года стал 52-летний австралиец Питер, владелец учебно-тренировочной школы охраны труда при работе с машинами и механизмами. 11 марта он снимал учебный фильм про то, как надо обращаться с автопогрузчиком. Во время съёмок он погиб, попав под колёса собственного погрузчика. Причины: превышение скорости движения по пересечённой местности и непристёгнутый ремень безопасности… (информация предоставлена ABC News Online)

Список номеров