Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Закончилось время быстрых денег

Не станем углубляться в ситуацию сложившуюся в деревообрабатывающей отрасли в целом по стране, аналитические материалы о периоде экономической стагнации не писал, разве что, только ленивый. Хочется обратить Ваше внимание на некоторые тенденции развития деревообработки характерные именно для Южного Федерального Округа, в частности в области производства мебели.

Что называется, Уважаемые коллеги, накипело.

Пришло время серьезно поговорить о ситуации, сложившейся в мебельной промышленности Юга России на сегодняшний день.

Наряду с отсутствием в нашем регионе хвойных пород, здесь доминируют ценные породы древесины, такие как бук, дуб и клен. Казалось бы, именно эти характерные факторы должны были бы определить бурный рост мебельного производства в ЮФО. Лет 5-6 назад так и было.

На фоне бешеного спроса, относительно благоприятной экономической ситуации, близости к источникам сырья, как грибы после дождя стали появляться различные ООО, ЧП и ПБОЮЛы, предлагающие изголодавшемуся потребителю мебель, изготовленную на примитивном деревообрабатывающем оборудовании и станках. Покупатели, которые раньше только мечтать могли, скажем, о новой кухне, или спальне, опустошали магазины, даже не обращая особого внимания на то, что собственно они приобретают, ДСП это или массив, из какой породы древесины изготовлен заветный шкаф, и самое главное, неискушенный покупатель зачастую просто не мог определить качество изготовления. Взгляд приковывал к себе, прежде всего, ценник. Изображенные на нем цифры тогда чертовски радовали глаз.

Так было лет 5-6 назад.

Ситуация того периода создала предпосылки для острейшей конкурентной борьбы среди "мебельщиков", которая продолжается и по сей день. За этот период ее жертвами стали десятки предприятий, так и не сумевших правильно оценить перспективы развития мебельной отрасли в ЮФО. По каким же причинам, сегодня, одни компании, производящие мебель, выжили, и продолжают расти, их продукция пользуется устойчивым спросом у населения, рентабельность производства повышается, а другие, или канули в лету, или из последних сил пытаются остаться на плаву, зачастую даже не осознавая глубинные причины плачевного состояния своего бизнеса.

Можно указать на целый ряд характерных удач и ошибок прошлых лет, определивших тенденции современного мебельного производства в ЮФО.

Надо сказать, что подавляющее большинство "мебельщиков" напрямую зависят от конечного потребителя. А потребитель-то сегодня не тот, более разборчивый. Ему и качество подавай, и сроки (если мебель делается "на заказ"), и цену приемлемую предложи, а еще сервис, гарантия и прочая и прочая. Цифры на ценнике теперь его волнуют в последнюю очередь. Все очень понятно. Человек купивший в свое время (как раз в то самое), предположим, кухню не слишком высокого качества, видит, что свой положенный срок она ему отслужила. Естественно, что к новой мебели, да еще на фоне огромнейшего выбора с его стороны предъявляются и более высокие требования. А производитель на сегодняшний день зачастую просто не может их удовлетворить. Вопрос - почему?

Деревообрабатывающее оборудование многих мебельных предприятий уже выработало свой технологический ресурс. Пытаясь, в свое время, в кратчайшие сроки его окупить, и получить "быстрые деньги" тогдашний производитель готов был делать мебель буквально "на коленках", зачастую не отдавая себе отчет что такая экономическая ситуация не может продолжаться вечно. Деньги вкладывались в дешевые и, понятное дело, некачественные станки. А большинство компаний их поставляющие руководствовались диким стереотипом "главное продать, а там хоть трава не расти". Мы уже не говорим об оснащении этих станков качественным инструментом, запчастями, расходными материалами и прочим. А квалифицированное сервисное обслуживание?

Все эти факторы сказались на снижении сроков службы деревообрабатывающего оборудования и, как следствие катастрофическом падении качества выпускаемой продукции.

И по сей день, в нашем регионе, множество предприятий с низким техническим уровнем оснащения, что просто не позволяет выпускать конкурентоспособную мебель. Одним из определяющих такое плачевное состояние, является и отсутствие технологических знаний по деревообработке на современном уровне, острая нехватка подготовленных кадров, крайне низкий уровень культуры производства в целом.

Очевидно, что в современных условиях, на фоне экономического спада в деревообрабатывающей отрасли, острой конкурентной борьбы за потребителя, отсутствия гибкой кредитной политики со стороны банковских структур, недостаточной поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства, стабильно развиваться, способны лишь те предприятия, руководство которых трезво оценивает сложившуюся экономическую ситуацию, ясно представляет себе перспективы ее развития и понимает, как сегодня можно извлечь из нее максимум выгоды.

А перспективы таковы:

В нашем регионе успешное развитие гарантировано только тем компаниям, которые делают ставку на деревообрабатывающие и мебельные производства с качественно новым уровнем автоматизации технологического процесса. Это, прежде всего, увеличивает производительность, оптимизирует производственные затраты, повышает рентабельность предприятия. Все это, в свою очередь, создает условия благоприятные для привлечения дополнительных инвестиций. Таким образом, при правильной, продуманной организации производства, разумно вкладывая средства в высокотехнологичное оборудования, развивая профессиональный менеджмент, имея собственные сырьевые базы ценных древесных пород, мы имеем все предпосылки для развития деревообрабатывающего комплекса в целом и мебельного производства в частности.

Среди предприятий, сделавших в свое время правильный выбор, можно отметить мебельную фабрику "Аида" (Абинск), "Мебель от Горелова" (Армавир), "Наша Марка" (Майкоп), "Интерком" (Волгодонск) и другие.

А что же поставщики деревообрабатывающего оборудования?

Правильно ли они поняли сложившуюся на современном этапе систему отношений со своим потенциальным клиентом?

С сожалением приходится констатировать, что большинство так и осталось в плену давно отжившей парадигмы "главное - сиюминутные продажи". Это связано с нежеланием или неспособностью понять потребности деревообрабатывающей индустрии на современном этапе развития.

Развивающиеся в правильном направлении деревообрабатывающие предприятия (в том числе и мебельные) готовы к долгосрочным партнерским отношениям с поставщиками оборудования, осознавая, что, инвестируя, в пусть не самые дешевые, но зато высококлассные средства производства, они добьются в итоге гарантированного повышения рентабельности. Деревообработчики создают, своего рода, тандемы с авторитетными поставщиками оборудования, которые существуют не первый десяток лет, можно сказать, родились вместе с отраслью. Они обращают внимание на грамотное обучение собственного персонала работе именно на поставленном оборудовании, на качественные пусконаладочные и монтажные работы, на квалифицированное сервисное обслуживание в процессе использования того или иного станка, на поставку инструмента, запчастей и расходных материалов, подходящих именно для их машин, наконец, просто на помощь профессионалов, людей знающих и любящих свое дело. В отличие от поставщиков недорогого и некачественного оборудования, у крупных поставщиков во главу угла ставиться задача комплексного подхода к решению проблем деревообработчика, задача продать, во что бы то ни стало, свой товар отходит на второй или даже на третий план.

К сожалению, таких крупных поставщиков оборудования в ЮФО, на сегодняшний день, единицы.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что, как и в любой другой отрасли экономики, деревообработка в нашем регионе делает второй шаг на пути своего развития. Рынок уже давно сложился, будущее за грамотными менеджерами и руководителями, есть насущная потребность в переоценке ценностей, сегодня возникла необходимость в профессиональном решении проблем, встающим перед деревообработчиками. Пора осознать - время "быстрых денег" закончилось.

Михаил Воейков

Список номеров