Кластерная политика
Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером в 1990 г.
Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики в направлении повышения национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах за последние 10 лет.
Общие сведения о кластерах
По мнению руководителя экономических программ «Деловой России» Игоря Пилипенко, адаптация кластерного подхода для российских регионов требует понимания, что такое кластер. Кластерное развитие, по его словам, - очень популярная концепция, но попытки дать определение кластера вызывают множество проблем. И, как показывает анализ последних публикаций ведущих специалистов в области кластерного развития, никто уже и не пытается дать единое определение этому явлению. Впрочем, по словам И. Пилипенко, есть «плавающие признаки», определяющие кластеры. Это наличие связей между фирмами, инновационность, определенная масса малых и средних компаний.
По его словам, есть два типа кластеров: внепространственные или промышленные, в которых четко просматриваются цепочки добавленной стоимости, представленные конкретными предприятиями, и пространственные, в которых можно выделить региональное скопление мелких предприятий. Специализация пространственных кластеров простирается от новых отраслей к традиционным отраслям, а также распространяется на сферу услуг. Но главное, что все эти отрасли ориентированы на потребителя.
Во многих определениях кластера подчеркивается, что это неформальное объединение крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, включая создателей технологий и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, находящихся на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продукции или услуг.. Впрочем, как уже отмечалось выше территориальная обособленность предприятий, входящих в кластер не является обязательной. В ряде случаев кластеры организуются по отраслевому признаку, включая предприятия удаленные от основного региона. Простое скопление фирм, работающих в смежных отраслях в одном штандорте*, еще не может называться кластером. Между компаниями должны развиться информационные потоки, включающие общение между сотрудниками компаний и поддерживающих институтов. В зрелом кластере образуются сетевые структуры малых и средних предприятий.
В чем главное отличие кластеров от существовавших в СССР территориальных промышленных комплексов (ТПК)?
Кластер – это скопление контактирующих друг с другом независимых фирм, работающих в одной отрасли или подотрасли. В состав кластера также входят государственные и часто образовательные и/или исследовательские организации, имеется контролирующий развитие кластера орган. ТПК – это межотраслевой комплекс, в котором главную роль играли отрасли базисной группы, определяющие основную специализацию ТПК, а также развивались комплексирующие отрасли. Регулирование деятельности ТПК осуществлялось централизованно – главками, министерствами и Госпланом СССР.
Штандорт - (нем. Standort — местоположение) — термин, обозначающий наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий.
Преимущество кластеров
Как показывает практика западных государств, кластерная форма организации производства является не только выгодным вложением денежных средств, но и способствует развитию благоприятных условий для научных изысканий, создает условия для развития инновационной деятельности. Создание отраслевых кластеров является основополагающим фактором успешной деятельности различных секторов промышленности. Это обусловлено следующими факторами:
- экономия денежных средств на логистике, благодаря территориальной близости участников кластера.
- Существенное снижение затрат на развитие рынка, закупочную деятельность (близоcть и количество поставщиков), подготовку и обучения персонала (близость учебных заведений)
- развитие инноваций за счет суммирующего эффекта факторов в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Доверительные взаимоотношения между элементами кластера позволяют снизить издержки, повысить качество и обеспечить инновационный путь развития
По мнению большинства специалистов, причиной успеха компаний, расположенных и сотрудничающих на одной территории, является конкуренция. Когда существует организованное сообщество фирм , то их общая конкурентоспособность значительно возрастает. И при выходе на региональные и зарубежные рынки эти фирмы в короткие сроки начинают доминировать над своими конкурентами. В результате такое организованное сообщество компаний, сконцентрированных на одной территории, всегда имеет существенное превосходство над конкурентами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кластерная форма организации бизнеса не только оказывает весомый положительный балансирующий эффект для предприятий, работающих на региональных рынках, но и повышает конкурентоспособность отрасли в целом на иностранных рынках, что в совокупности серьезно укрепляет экономику государства.
Как возникают кластеры?
Можно организовать бизнес-инкубатор, который будет поддерживать развитие новых компаний. Можно создать технопарк и привлечь в него инновационные фирмы. Однако нельзя создать с нуля региональный кластер, нельзя заставить фирмы заимодействовать между собой в рамках кластера, если им это не будет выгодно. Создание «кластера» или «промышленного района» без уже сложившейся инфраструктуры и специализации местных компаний и без подтверждающих исследований и моделирования будет плохой копией ТПК с сомнительной эффективностью производства. Если успешно развивать технопарк, тогда по прошествии определенного времени другие компании, видя выгоду в географической близости к технопарку и его компаниям, будут сами формировать вокруг него региональный (локальный) кластер с определенной специализацией.
В дальнейшем можно будет стимулировать развитие кластера с помощью предоставления компаниям информационных услуг, выработки стратегии общего развития, позиционирования кластера на мировом рынке как ведущего производителя определенной продукции и т.п.
И. Пилипенко считает, что в России нет смысла строить кластеры «сверху». Из-за невысокой доли добавленной стоимости малых предприятий деревообработки и небольшого их количества о развитых пространственных кластерах говорить не приходится. Искусственное их выделение с помощью математических методов приведет к выделению уже существующих промышленных комплексов 50-х годов прошлого века. Поэтому необходимо фокусироваться на формировании региональных кластеров в новых отраслях, получивших развитие после 1991 года.
Кроме того, в России имеются другие проблемы, связанные с реализацией эффективной кластерной политики:
- недостаточная развитость малого бизнеса, относительно неразвитые инфраструктурные и организационные условия;
- слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти;
- рассмотрение факторных условий (в основном доступа к дешевым ресурсам) в качестве основного детерминанта успешного развития кластеров;
- отсутствие культуры информационной открытости, что вызывает недоверие потенциальных участников кластера и формирование недобросовестной конкуренции;
- низкая культура производства, отсутствие опыта управления на основе аутсорсинга;
- низкое качество бизнес-климата;
- низкий уровень развития ассоциативных структур (торговых палат, промышленных ассоциаций), которые не справляются с задачей выработки и продвижения приоритетов и интересов регионального бизнеса;
- краткосрочный горизонт планирования — реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет [4,7].
Необходимо выделить все типы кластеров - развитые, потенциальные - и стараться поддерживать все. «Единственное, что нельзя делать, это создавать кластеры на пустом месте - там, где бизнес-инициативы подменяются инициативами чиновника», - заключил И. Пилипенко.
В Правительстве России кластерная политика рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. При этом содержание кластерной политики не расшифровывается.
Нужна ли кластерная политика в России? Ответ однозначен - она, безусловно, необходима, ведь она по своей сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики, проанализированных в Экономическом докладе «Деловой России»:
Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного рынка, поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается высокой монополизацией региональных и локальных рынков, что снижает общую конкурентоспособность экономики. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных деревообрабатыающих компаний и создании плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность.
Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике – анализу местных деревообрабтывающих рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая сила, доступная инфраструктура и т.д.). Сейчас, когда российская экономика достигла макроэкономической стабильности, экономическая политика государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в бóльшей степени ориентироваться на изучении барьеров для развития и стимулирования отраслей и компаний именно на региональном и локальном уровнях. Микроэкономический подход в кластерной политике позволяет учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.
В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.
В-четвертых, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Именно малые и средние предприятия (МСП) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы – главные объекты проведения кластерной политики.
Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи: повышению конкурентоспособности российской экономики через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.