Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг
+7(495)739-02-20
написать нам в:
Продажа готового бизнеса по производству клееного бруса в Московской области Продается сушильная камера для сушки и термомодификации древесины «Универсал-Ск-термо»

Деревообрабатывающий кластер

Кластерная политика

Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером в 1990  г.

Кластерная политика стала одним из главных направлений государственной политики в направлении повышения национальной и региональной конкурентоспособности в развитых и развивающихся странах за последние 10 лет.

Общие сведения о кластерах

По мнению руководителя экономических программ «Деловой России» Игоря Пилипенко, адаптация кластерного подхода для российских регионов требует понимания, что такое кластер. Кластерное развитие, по его словам, - очень популярная концепция, но попытки дать определение кластера вызывают множество проблем. И, как показывает анализ последних публикаций ведущих специалистов в области кластерного развития, никто уже и не пытается дать единое определение этому явлению. Впрочем, по словам И. Пилипенко, есть «плавающие признаки», определяющие кластеры. Это наличие связей между фирмами, инновационность, определенная масса малых и средних  компаний.

По его словам, есть два типа кластеров: внепространственные или промышленные, в которых четко просматриваются цепочки добавленной стоимости, представленные конкретными предприятиями, и пространственные, в которых можно выделить региональное скопление мелких предприятий. Специализация пространственных кластеров простирается от новых отраслей к традиционным отраслям, а также распространяется на сферу услуг. Но главное, что все эти отрасли ориентированы на потребителя.

Во многих определениях кластера подчеркивается, что это неформальное объединение крупных лидирующих фирм с множеством средних и малых предприятий, включая создателей технологий и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, находящихся на ограниченной территории и осуществляющих совместную деятельность в процессе производства и поставки определенного типа продукции или услуг.. Впрочем, как уже отмечалось выше территориальная обособленность предприятий, входящих в кластер не является обязательной. В ряде случаев кластеры организуются по отраслевому признаку, включая предприятия удаленные от основного региона. Простое скопление фирм, работающих в смежных отраслях в одном штандорте*, еще не может называться кластером. Между компаниями должны развиться информационные  потоки,  включающие  общение  между  сотрудниками  компаний  и  поддерживающих  институтов.  В  зрелом  кластере  образуются  сетевые  структуры  малых  и средних предприятий.

В чем главное отличие кластеров от существовавших в СССР территориальных промышленных комплексов (ТПК)?

Кластер – это скопление  контактирующих  друг  с  другом  независимых фирм,  работающих  в  одной  отрасли или подотрасли. В состав кластера также входят государственные и часто образовательные  и/или  исследовательские  организации,  имеется  контролирующий  развитие кластера орган. ТПК – это межотраслевой комплекс, в котором  главную роль играли отрасли базисной группы, определяющие основную специализацию ТПК, а также развивались  комплексирующие  отрасли.  Регулирование  деятельности  ТПК  осуществлялось централизованно – главками, министерствами и Госпланом СССР.

Штандорт - (нем. Standort — местоположение) — термин, обозначающий наиболее выгодное расположение, размещение промышленных предприятий. 

Преимущество кластеров

Как показывает практика  западных государств, кластерная форма организации производства является не только выгодным вложением денежных средств, но и способствует развитию благоприятных условий для научных изысканий, создает условия для развития инновационной деятельности. Создание отраслевых кластеров является основополагающим фактором успешной деятельности различных секторов промышленности. Это обусловлено следующими факторами:

- экономия денежных средств на логистике, благодаря территориальной близости участников кластера.

- Существенное снижение затрат на развитие рынка, закупочную деятельность (близоcть и  количество поставщиков), подготовку и обучения персонала (близость учебных заведений)

- развитие инноваций за счет суммирующего эффекта факторов в области научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Доверительные взаимоотношения между элементами кластера позволяют снизить издержки, повысить качество и обеспечить инновационный путь развития

По мнению большинства специалистов, причиной успеха компаний, расположенных и сотрудничающих на одной территории, является конкуренция. Когда существует организованное сообщество фирм , то их общая конкурентоспособность значительно возрастает. И при выходе на региональные и зарубежные рынки эти фирмы в короткие сроки начинают доминировать над своими конкурентами. В результате такое организованное сообщество компаний, сконцентрированных на одной территории, всегда имеет существенное превосходство над конкурентами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что кластерная форма организации бизнеса не только оказывает весомый положительный балансирующий эффект для предприятий, работающих на региональных рынках, но и повышает конкурентоспособность отрасли в целом на иностранных рынках, что в совокупности серьезно укрепляет экономику государства. 

Как возникают кластеры?

Можно организовать бизнес-инкубатор, который будет поддерживать развитие новых компаний. Можно создать технопарк и привлечь в него инновационные фирмы. Однако нельзя создать с нуля региональный  кластер,  нельзя  заставить  фирмы  заимодействовать  между  собой  в  рамках кластера, если им это не будет выгодно. Создание «кластера» или «промышленного района»  без  уже  сложившейся  инфраструктуры  и  специализации местных  компаний  и  без подтверждающих исследований и моделирования будет плохой копией ТПК с сомнительной эффективностью производства. Если успешно развивать технопарк, тогда по прошествии определенного времени другие компании, видя выгоду в географической близости к технопарку  и  его  компаниям,  будут  сами формировать  вокруг  него  региональный (локальный) кластер с определенной специализацией.

В дальнейшем можно будет стимулировать развитие кластера с помощью предоставления компаниям информационных услуг, выработки стратегии общего развития, позиционирования  кластера на мировом рынке как ведущего производителя определенной продукции и т.п.

И. Пилипенко считает, что в России нет смысла строить кластеры «сверху». Из-за невысокой доли добавленной стоимости малых предприятий деревообработки и небольшого их количества о развитых пространственных кластерах говорить не приходится. Искусственное их выделение с помощью математических методов приведет к выделению уже существующих промышленных комплексов 50-х годов прошлого века. Поэтому необходимо фокусироваться на формировании региональных кластеров в новых отраслях, получивших развитие после 1991 года.

Кроме того, в России имеются другие проблемы, связанные с реализацией эффективной кластерной политики:

Необходимо выделить все типы кластеров - развитые, потенциальные - и стараться поддерживать все. «Единственное, что нельзя делать, это создавать кластеры на пустом месте - там, где бизнес-инициативы подменяются инициативами чиновника», - заключил И. Пилипенко.

В Правительстве России кластерная политика рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с  созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации  российской  экономики. При  этом  содержание  кластерной  политики  не расшифровывается.

Нужна ли кластерная политика в России? Ответ однозначен - она,  безусловно,  необходима,  ведь  она  по  своей  сути концентрируется на решении главных проблем российской экономики, проанализированных в Экономическом докладе «Деловой России»:

Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие конкурентного  рынка,  поддержание  конкуренции  как  движущей  силы  повышения конкурентоспособности компаний, а экономика России в настоящее время отличается  высокой  монополизацией  региональных  и  локальных  рынков,  что  снижает общую конкурентоспособность экономики. При этом государственные инициативы в кластерной политике ориентированы, в первую очередь, на поддержку сильных и креативных деревообрабатыающих компаний и создании плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более  слабые  и  отсталые  фирмы  могли  бы  повышать  свою  конкурентоспособность.

Во-вторых,  кластерная  политика  уделяет  ключевое  внимание  микроэкономике – анализу местных деревообрабтывающих рынков и компаний на базе не наследуемых (природные ресурсы и т.п.), а, прежде всего, создаваемых факторов производства (высококвалифицированная рабочая  сила, доступная инфраструктура и  т.д.). Сейчас,  когда российская  экономика  достигла  макроэкономической  стабильности,  экономическая  политика  государства для достижения устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе должна быть более дифференцированной и в бóльшей степени ориентироваться  на  изучении  барьеров  для  развития  и  стимулирования  отраслей  и компаний  именно  на  региональном  и  локальном  уровнях.  Микроэкономический подход в  кластерной политике позволяет  учитывать местные особенности развития и вырабатывать эффективные адресные программы по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.

В-третьих,  проведение  кластерной  политики  базируется  на  организации  взаимодействия  между  органами  государственной  власти  и  местного  самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимному совершенствованию и повышению эффективности в работе.

В-четвертых,  реализация  кластерной  политики  направлена  на  стимулирование развития  и  повышение  инновационного  потенциала  в  первую  очередь  малого  и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению  с  развитыми  и  развивающимися  странами.  Именно  малые  и  средние  предприятия  (МСП) формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы – главные объекты проведения кластерной политики.

Таким образом, по своему потенциалу и структуре кластерная политика является именно тем комплексом мероприятий, который может способствовать решению главной задачи:  повышению  конкурентоспособности  российской  экономики  через  развитие  конкурентных  рынков,  повышение  инновационности  различных  отраслей  экономики,  ускоренное  развитие малого  и  среднего  бизнеса,  стимулирование  инициативы  на местах  и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.