Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Поддержка инжиниринговых компаний – один из приоритетов промышленной политики РФ

Цели и задачи конференции

Предпринимателей собрали, чтобы обсудить предложения комитета ТПП по промышленному развитию президенту и правительству страны, направленные на вывод экономики из кризиса. Проект этих мер предполагает, в частности, скорейшее принятие законов о промышленной политике и стратегическом планировании, частичное субсидирование процентных ставок по кредитам для перевооружения промпредприятий, усиление госконтроля за расстановкой руководящих кадров на производствах, совершенствование системы оплаты труда, субсидирование затрат на НИОКР, снижение тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги естественных монополий на 20-30% за счет уменьшения издержек и акцизов и др.

Приветственное слово произнес вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин.

В частности, он сказал, что сегодня наша главная и приоритетная цель – формирование конкурентоспособности отечественной и, прежде всего, обрабатывающей промышленности и экономики страны в целом.

Дмитрий Курочкин особо подчеркнул необходимость законодательного закрепления основ национальной промышленной политики. Эта политика должна быть ориентирована на решение системных проблем, таких, как структурные диспропорции промышленного комплекса, высокая степень износа основных фондов, технологическое отставание, низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость производимой продукции и многое другое.

Специалистами ТПП России был подготовлен проект закона, который определяет цели и задачи промышленной политики, формы и механизмы поддержки предприятий, в том числе в осуществлении инновационной и внешнеэкономической деятельности. На этапе общественного обсуждения данного законопроекта Минпромторг России внес на общественное обсуждение собственную редакцию «промышленного» законопроекта, который отчасти пересекается, отчасти дополняет законопроект в редакции ТПП России.

В настоящее время в формате рабочей группы при Минпромторге России идет совместная системная работа над единым проектом закона, который после принятия должен стать стартовой площадкой для совершенствования нормативной правовой базы в данной сфере.

Однако для его полноценного действия надо создать соответствующую инфраструктуру поддержки. Закон должен не только обеспечивать реализацию механизмов поддержки обрабатывающих секторов экономики, но и учитывать новые реалии, вытекающие из участия России в ВТО и Евразийском экономическом союзе.

Наша позиция

Как было отмечено на конференции, наиболее острые проблемы отечественной обрабатывающей промышленности во многом связаны с технологическим отставанием действующих и даже некоторых вновь создаваемых наших предприятий по сравнению с аналогичными зарубежными.

Многолетний опыт работы ГК «Глолбал Эдж» в деревообрабатывающей промышленности свидетельствует, что, к сожалению, часто при попытках модернизировать изношенные и устаревшие основные фонды принимаются неэффективные решения, которые не дают ожидаемого результата. Достаточно часто создаваемые в отрасли новые предприятия после ввода в строй не оправдывают ожиданий инвесторов. Эти факты приводят к тому, что интерес инвесторов к деревообработке снижается, и, соответственно, темпы развития ЛПК РФ существенно ниже возможного уровня.

На страницах нашего издания мы неоднократно указывали на одну из главных причин перечисленных выше негативных явлений, которая заключается в дефиците и низком уровне консалтинговых и инжиниринговых услуг в отрасли. В Советском Союзе инженерный опыт развивался параллельно с мировым, функции инжиниринговых компаний выполнялись научно-исследовательскими, конструкторскими, проектными, технологическими и опытными (экспериментальными) объединениями. С распадом CCCР численность сотрудников проектных организаций в Российской Федерации сократилась в среднем в 4 раза, существенная часть необходимых компетенций была утеряна. В настоящее время процесс развития рынка инжиниринговых услуг несколько активизировался. Как это выглядит по отраслям экономики РФ?

Основная доля выручки российских инжиниринговых компаний сегодня приходится на энергетику (79%). Остальные отрасли экономики значительно отстают, что в свою очередь препятствует их ускоренному развитию. И наиболее слабо в этом отношении выглядят деревообрабатывающая и мебельная промышленность. Доля выручки инжиниринговых компаний в общем объеме здесь составляет около 0,2%. При этом затраты на инжиниринговые услуги, касающиеся модернизации производства в последние годы осуществляло в среднем лишь 10,4% промышленных предприятий. Если соотнести масштабы предоставления инжиниринговых услуг в различных отраслях, то в ЛПК доля таких предприятий исчезающе мала.

Поэтому в ГК «Глобал Эдж» с удовлетворением восприняли те положения законопроекта о промышленной политике, в которых рассматривается ряд мер по оказанию поддержки этой развивающейся области деятельности.

В частности, предлагается предоставлять финансовую поддержку организациям, оказывающим инжиниринговые услуги, а также реализующим проекты по повышению энергоэффективности и экологической безопасности промышленных производств (статья 13, п. 5).

И более конкретно об этом говорится в п.10 статьи 14: «…предоставление финансовой поддержки организациям, проводящим технический аудит, аудит энергоэффективности, экологический аудит, а также субъектам промышленной деятельности, выступающим заказчиками технического аудита, аудита энергоэффективности, экологического аудита».

Однако, уже в этих двух формулировках ощущается неопределенность самого термина «инжиниринг».

Даже неглубокое изучение определений инжиниринга и инжиниринговых услуг, фигурирующих в российском законодательстве, позволяет сделать вывод о том, что все они содержат лишь примерный, но не исчерпывающий перечень видов инжиниринговых услуг, оставляя, таким образом, «простор» как для правоприменительной практики, так и для совершенствования законодательства в данной сфере.

В свою очередь неопределенность понятия инжиниринговых услуг и широта применения данного термина позволяет его использовать организациям, выполняющим широкий спектр работ и услуг в самых различных секторах экономики (иными словами, законодательство допускает «необоснованное позиционирование» организаций как инжиниринговых).

Поэтому, в первую очередь (по нашему мнению), в рамках реализации приведенных выше положений закона необходимо устранить эту неопределенность с целью адресного и эффективного оказания поддержки.

Далее следует отметить то место, которое должны занимать инжиниринговые компании в вопросах финансирования проектов.

Многие предприниматели жалуются на то, что получить доступ к источникам финансирования (в частности к банковским кредитам) крайне сложно из-за политики банков. Представители коммерческих банков так обосновывают свою «сдержанность»: банк отказывает клиенту, потому что не понимает самого проекта. Нужно ли это экономике? Будет ли это продаваться? Непонятно. Банк и клиент говорят на разных языках. Петр Тарасов (ОАО МСП Банк») так представляет себе решение этой непростой проблемы: «Нужна «прослойка», которая, позволила бы банку в случае его заинтересованности в проекте понять, насколько проект технически готов, насколько он окупаем, и где то зерно, которое позволит клиенту довести его идею до реализации и возврата займа. Этой «прослойкой» может стать инжиниринг, нам нужно попытаться интегрировать инжиниринговые компании в процесс взаимодействия между банком и клиентом. Банку нужна инжиниринговая компания, которая сможет дать ему уверенность в том, что проект будет реализован».

Мы вполне разделяем такую позицию банков, но она должна стать частью промышленной политики государства. В частности, в области тех финансовых мер поддержки, которые предусматриваются законопроектом. Например, если проект разработан или прошел тщательную экспертизу в одной из инжиниринговых фирм, то предприниматель может рассчитывать на частичную компенсацию банковских процентов по кредиту со стороны государства. Разумеется, при условии, что область деятельности инжиниринговой фирмы соответствует установленному законами определению, а сама фирма получила оценку компетентных органов.

Еще одним стимулом для предпринимателей, который поможет увеличить спрос на инжиниринговую проработку проектов модернизации и создания новых промышленных предприятий (особенно со стороны малого и среднего бизнеса), может стать полная или частичная компенсация затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами промышленной деятельности, на оплату инжиниринговых услуг (например, технического аудита замысла, предпроектных исследований и, возможно, некоторых других).

И это лишь основные наши предложения. Поскольку закон о промышленной политике, по всей видимости, будет носить рамочный характер, параллельно с его обсуждением следует обратить внимание на разработку конкретных мер поддержки, которые затем будут закреплены в других нормативных документах. Мы готовы более подробно изложить наши предложения и привести наши аргументы в их пользу.

Список номеров