Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Технология искусства. Прямая речь

В первый раз судьбы Государственного Академического Большого Театра и Группы Компаний «Глобал Эдж» пересеклись в 2002-м году, когда дочерняя компания «Лайнер Белт» начала поставки абразивного инструмента для обработки пуантов в мастерских Большого. Год спустя ГК «Глобал Эдж» выиграла государственный тендер на поставку деревообрабатывающего оборудования для художественно-производственных мастерских. С тех пор все деревянные декорации к спектаклям, которым рукоплещет мир, изготавливаются на оборудовании от «Глобал Эдж».

История продолжается.
Вячеслав Михайлович Сергеев, Главный специалист отдела технического и технологического развития, сидит в своем офисе на Кузнецком Мосту, и задумчиво перебирает цветовые таблицы. Он рассказывает:
– Сегодня «хозяйство» Большого – это три корпуса, нуждающиеся в реконструкции, плюс музей Большого Театра.
Они расположены бок о бок с Советом Федерации. На сегодняшний день мощности художественно-производственных мастерских решительно не удовлетворяют современным требованиям. Во многом из-за этого международный
культурный обмен нарушен. Сегодня нет возможности принять гастролирующие театры соответствующего уровня из Франции, Германии и из других стран – никто не едет, потому что нет условий, поэтому только сам Большой ездит на гастроли.

В связи с этим, в 2004-м году было принято совместное решение Театра и Правительства РФ: создать производственно-складской комплекс, отвечающий мировым требованиям. И сейчас проводится реконструкция большого здания и идет строительство производственно-складского комплекса.

Он будет состоять из двух зданий: административно-производственного и складского. Склад будет рассчитан на пятьсот сорокафутовых контейнеров. Контейнеры не морские, а сетчатые, для хранения декораций. Склад будет полностью автоматизирован – в нем не будет ни одного человека.
Весь объем будет азотирован в целях полной пожарной безопасности. Предусмотрено применение системы «оксиредут”: весь объем помещения будет заполняться азотом.

Чиркнешь спичкой – не горит. Давление – как в горах. Человек может там находиться, но, желательно, не более пятнадцати минут.

Контейнеры будут размещаться на многоэтажных стеллажах. Автоматический погрузчик по команде компьютера будет вынимать нужный контейнер из его ячейки и перегружать на транспорт для доставки в театр. Для этого предусмотрена перегрузочная платформа. Такой же узел будет и в монтажном зале.

Сам административно-производственный корпус будет насчитывать девять этажей, считая подвал. В нем предусмотрены столярный и слесарный цеха, мебельный цех, цеха по реставрации, складские помещения, офисный блок, столовая. На первом этаже разместится уникальный монтажный цех, который будет иметь на своей площади огромную сцену, полный аналог сцены Большого. Предусмотрен ее подъем гидравлическими подъемниками для создания уклона на семь градусов – для зрительной имитации знаменитого наклонного партера Театра. Это – немецкая технология. Перед прогоном спектакля все декорации будут собираться на этой сцене.

Монтажный цех будет выполнен в три света. Над ним разместится живописный зал – четыре света. Предусмотрены специальные мостки на высоте восемь метров, куда художники будут подниматься для осмотра рисунков.

Пол будет с подогревом с разными температурными зонами – как для скоростной сушки рисунков, так и для удобства работы художников. Если живописцы могут работать стоя, длинной кистью, то те, кто занимается вышиванием или аппликацией, приходится работать на коленях или на подушечке. Думали, какой подогрев будет – водяной? Паровой? Остановились на электрическом. Пол будет представлять из себя слоеный пирог: бетон, подогрев, прослойка, верх – деревянный пол из гондурасской сосны. Она обладает повышенной смолистостью в ней быстро затягиваются дырки от степлера или гвоздей, с помощью которых материал будущего занавеса растягивают на полу.

Может быть обойдемся своей сосной или лиственницей –проведем сравнительные испытания. Цех будет снабжен уникальным лифтом размером четыре на четыре на пятнадцать метров, рассчитаным на семь тонн полезной нагрузки, доставляющим ее с первого на восьмой этаж, с дверями, открывающимися на три стороны. Он будет предназначен для перевозки декораций. На остальных этажах разместятся художественные мастерские, живописный зал, технологи, конструкторы, декораторы и другие службы.

Будет налажено производство полного цикла – от бумажного эскиза до воплощения декораций в конечном материале. Помимо метало- и деревообрабатывающего предусмотрены такие «экзотические» виды оборудования, как вакуумно-формовочные машины для создания «горных» и других рельефов из пластика, пенопласта, папье-маше, широкоформатные девятиметровые плоттеры, работающие как с винилом, так и с тканевыми материалами, и многое другое. Это уже не «мастерские», а чуть ли не завод.

В проектировании принимали участие немецкие инженеры из фирмы «Кункель Консалтинг», специализирующейся в области театральных технологий. Основную работу выполнили специалисты по организации производств ГК «Глобал Эдж», им помогали проектировщики «Моспромпроекта» и строители из компании «МОЭЛСстрой».

Предусмотрена установка самого современного оборудования, как правило, импортного, вплоть до оборудования столовой и сантехники. Однако, не все. Вот, например, отопительные батареи будут отечественные, из города Кимры, где их уже делают с полиуретановым внутренним напылением, предназначенным для защиты от коррозии. Вот, сижу, выбираю цветовую гамму.

Сам склад расположен на улице Плеханова, возле метро «Шоссе Энтузиастов». Двенадцатиметровые контейнеры будут фурами перевозиться в Большой в ночное время.

В беседу вступает заведующий Художественно-производственных мастерских по производству декораций, Павел Дмитриевич Куленков. Он настроен скептически:
– В Америке давали «Золушку», доверили отгрузку американцам. Стали ставить у нас перед спектаклем – пропала некая деталь. Алюминиевая. Пять метров в длину. Без нее никак.
Пропажу обнаружили в два часа дня, а спектакль начинается в семь вечера. Мы успели изготовить аналог – до театра рукой подать. А с улицы Плеханова как мы ее довезли бы?
– Нечего доверять американцам, говорит Сергеев. Самим надо все проверять и контейнеры пломбировать. Тогда порядок будет.

Возможно, в будущем Производственно-художественные мастерские Большого Театра будут выполнять работы не только для удовлетворения собственных нужд и нужд гастролирующих трупп, но и обслуживать другие российские театры, поскольку такого оборудования в Москве, да и во всей стране нет, и пока не предвидится.
По итогам прошедшего тендера, официальным поставщиком оборудования для Административно-производственного комплекса Большого Театра выбрана Группа компаний «Глобал Эдж».

Иллюстрации:
1. Строительство ПСК ГАБТ в разгаре. 2. План одного из этажей, где разместятся деревообрабатывающие, металлообрабатывающие и прочие мастерские, разработанные ГК «Глобал Эдж». 3. Вчера: вид на ХПМ и музей ГАБТ. 4. Сегодня пока так. 5. Скоро снова будет так

Список номеров