Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Путевые заметки на стыке Европы и Азии

У всех на слуху рекламный слоган "Ритм жизни ощути в Турции". Правда, почему-то у простого человека он ассоциируется прежде всего с пляжным отдыхом на побережье на «Русских национальных курортах» от Кемера до Аланьи, недорогих товарах легкой промышленности и шоп-турах в самый неповторимый город мира Стамбул. На самом деле Турция в последние годы стала одной из ведущих стран, производящих оборудование. Традиционно наиболее развитыми в Турции считаются текстильная, кожевенная, пищевкусовая и горнодобывающая отрасли промышленности. В то же время в последние годы на мировых рынках все более заметной становится продукция турецкой химической и фармацевтической промышленности, быстро развиваются энергетика, металлургия, судостроение, автомобилестроение, электроника и производство электробытовых товаров. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре промышленности имеет обрабатывающая - 84% (включая строительство); на долю горнодобывающих отраслей приходится 7% от общего объема промышленного производства; энергетики - 9%. Отраслевая структура турецкой экономики характерна для индустриально-аграрных стран: на долю промышленного производства в общем объеме ВВП приходится около 28%, сельского хозяйства - 15%, строительства - 6%, услуг - 51%. Для экономики Турции характерна высокая доля мелких (с числом занятых до 50 чел.) и средних (с числом занятых от 50 до 200 чел.) предприятий. В общей сложности на них приходится около 95% от общего числа предприятий, зарегистрированных в Турции. Такая структура экономики обеспечивает ее гибкость, то есть дает ей возможность быстро реагировать на изменение конъюнктуры внутреннего и мирового рынка и приспосабливаться к меняющимся условиям мировой экономической ситуации. Примечательно, что после февральского кризиса 2001 года Турция, являющаяся страной-должником в крупнейших мировых валютно-финансовых организациях и традиционно имеющая отрицательный внешнеторговый баланс, не только не объявила себя банкротом на международном рынке, но и исправно продолжала выполнять обязательства в рамках международных кредитных договоров и внешнеторговых сделок. Инфляция (по розничным ценам) в 2001 году составила 68,5%, а прогнозируемая инфляция на 2004 год - 12%. Внешнеторговый сектор для Турции является одним из важнейших источников динамичного экономического развития страны. С одной стороны, это объясняется относительной недостаточностью собственной ресурсной базы. Это объективно обусловливает зависимость турецкой экономики от мирового рынка (деятельность основных отраслей турецкой промышленности - от текстильной до электронной - в значительной степени определяется наличием импортируемого сырья, энергоносителей, полуфабрикатов). С другой стороны, ориентированность экономики Турции на экспорт, ее значительный промышленный потенциал предопределяют энергичную работу местных фирм по продвижению своих товаров на внешних рынках. В структуре турецкого экспорта на первом месте стоят, так называемые потребительские товары - продукция легкой промышленности (в общей сложности 36% общего объема экспорта) и агропромышленного сектора (25%). Кроме того, в последние годы в экспорте страны возросла доля продукции машиностроения и металлообработки, а также химической промышленности, что является результатом структурных изменений турецкой экономики и целенаправленной государственной политики стимулирования экспорта. Основными торговыми партнерами Турции являются: Германия (товарооборот составляет около 10,0 млрд.долл. в год), США (более 5,0 млрд.долл.), Италия (более 4,5 млрд.долл.), Россия (около 4,5 млрд. долл. без учета "челночной" торговли), Франция (3,0 млрд.долл.), Великобритания (около 3 млрд.долл.), а также Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.

Но я бы хотел отойти от этих общих экономических выкладок, а представить нашим читателям свои личные впечатления о посещении одного из заводов, производящих оборудование. Самолет «Аэрофлота» привез меня в аэропорт «Ататюрк» около десяти часов утра. Аэропорт огромный, светлый. Никаких очередей на паспортный контроль, множество такси перед аэропортом. Шереметьево-2 просто отдыхает! Далее мой путь лежит в глубь Турции. Сначала на пароме через Мраморное море, затем на автобусе. И паром и автобус- выше всяких похвал по уровню сервиса. А ведь это не специальные «интуристовские» транспортные средства, а обычный транспорт. Вот тебе и «отсталая аграрная» страна. Через три часа, порядком уставший, добрался до завода.  Меня встретил ничем не примечательный начальник коммерческой службы завода, и на мое приветствие на английском языке, ответил мне на русском. Почти без акцента. Потом оказалось, что он еще говорит на болгарском, румынском и английском языках! Ну и на турецком тоже. Вот это да! Сначала он представил меня владельцу завода. Потом провел и познакомил с управленческим и инженерным персоналом. А персонал состоит из главного бухгалтера, начальника производства и главного «технаря» завода, который представился очень скромно: Якуб, инженер. На самом деле он и главный конструктор, и главный технолог, и совмещает в одном лице все  КБ, техотдел, нормировщиков и прочие службы, известные по нашим предприятиям. Перед ним стоит компьютер, широкий плоттер, на котором печатаются чертежи вплоть до 24-го формата. Вот тебе и да! Инженерная служба крупного предприятия в одном лице!  Наконец заходим на производство. После знакомства с офисом, я предполагал увидеть современное производство. И мои ожидания вполне оправдались. Правда, когда мы зашли в сборочный цех, там не оказалось ни одного человека. На мой вопрос: А где все? Последовал спокойный ответ, что сейчас перерыв  5 минут. И действительно, через несколько минут раздался звонок и цех наполнился людьми, заработали станки, засверкала сварка. Идем по цеху. Обрабатывающие станки вполне современные немецкие, японский обрабатывающий центр, на котором обрабатываются корпусные детали. И… наши «советские» обрабатывающие станки из разряда «тяжелых». Огромный токарник из Рязани, расточной из Челябинска. Все с ручным управлением, повышенной точности. Оказалось, что по соотношению цена/качество они вполне подходят. Электрика и электроника покупается  на немецком заводе, гидравлика на итальянском. Догадываетесь, где стоят заводы? Правильно, в Турции. В дальнем углу цеха рабочий шпаклевал станину станка. Я  спрашиваю: «станок готовится на выставку?» Оказалось, что на все станки наводится лоск, и понятия «выставочный экземпляр» просто не существует. Если нужно отправить оборудование на выставку, берут серийное. В общем впечатления остались только положительные. Потом было множество поездок на другие заводы, из которых я узнал, что  ни одна машина РЕНО-19, Фиат–Пунто, Фиат-Уно… не производятся во Франции и Италии, что турецким рабочим, которые поработали в Германии на немецких заводах так называемыми «гастарбайтерами», платят зарплату почти в два раза большую, чем «местным». Узнал также, что многие станки, продаваемые уважаемыми немецкими фирмами, делаются в Турции полностью, вплоть до прикрепления фирменной таблички, именуемой в простом разговоре «шильдиками».  Я специально не называю названия завода, оборудования, чтобы это не выглядело рекламой. Это просто мои путевые заметки...

Список номеров