Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг
+7(495)739-02-20
написать нам в:
Продажа готового бизнеса по производству клееного бруса в Московской области Продается сушильная камера для сушки и термомодификации древесины «Универсал-Ск-термо»

Борьба с пожарами с помощью аэростатов

Большинство регионов России продолжают готовиться к пожароопасному периоду. Основная проблема - средства на приобретение техники и закупку горючего. Принципиально новая технология борьбы с лесными пожарами разработана в Хабаровске. Руководитель дальневосточного центра воздухоплавания "Аэрос" Александр Абузов считает, что при поисках очагов огня в тайге нужно использовать специально оборудованные аэростаты. По мнению воздушных пилотов, эта технология на порядок дешевле патрулирования при помощи вертолетов.

Сегодня один час аренды этих машин обходится в 800 долларов США, а потому работа практически бесплатных воздушных шаров выглядит значительно привлекательнее. Энтузиасты предлагают подвесить к дирижаблю специальный прибор -- тепловизор, весом 30 кг, который с высоты в 1,5 км способен засечь даже небольшой очаг огня в тайге. Да и густой дым аэростатам не помеха. Обнаружив лесной пожар, воздухоплаватели сообщат о нем по рации, и на тушение отправится бригада спасателей или же специальный самолет-танкер, если район недоступен для наземных сил. Получать информацию о пожарах из глубины тайги очень важно, так как до 70% территории Хабаровского края занято тайгой и не везде есть дороги. Разработчики уже предложили МПР края запустить для противопожарного патрулирования тайги 50 аэростатов и дирижаблей. Чиновники пока думают."

Однако, есть мнение

Это уже не первая "новость", которую, как своеобразную экзотику, охотно подхватывают информационные агентства. Даже мы писали об аэростатной трелёвке (см. GE-News №39). Однако, трелёвка - это одно, а пожар - совсем другое. Давайте попробуем подумать головой. Эксплуатационные затраты у аэростатов может быть и ниже, чем у вертолётов, но вполне сравнимы с затратами на обслуживание пожарных самолётов, парк которых пока тоже никто пополнять не собирается, а ведь многие АНы, использовавшиеся пожарными службами, уже настолько устарели, что вряд ли поднимутся в воздух. Может, на те же деньги купить новые крылатые машины и запчасти к старым? Как насчёт того, что самолёт может лететь туда, куда надо, а аэростат - только туда, куда ветер дует? Но дело даже не в деньгах. Что, никто не помнит, чем наполняют дирижабли? И что стало с дирижаблем "Граф Цеппелин", что положило конец использованию дирижаблей вообще? А товарищ Абузов предлагает полетать на дирижабле над пожаром? Ну хорошо, допустим аэростат заполняется не как дирижабль - легковоспламеняемым газом, а просто горячим воздухом. Но что вы будете делать на неуправляемом аппарате, когда под вами пылает лес, и восходящие потоки раскалённого воздуха устремляются вертикально вверх со скоростью… Эх, да ладно. Уж лучше пусть чиновники пока подумают. Кстати, пусть подумают и о том, кому вместо восстановления отлаженной системы патрулирования (и тушения!) хочется запустить очередной сомнительный проект на деньги налогоплательщиков?

И еще из интернета

В нынешнем году в лесах Ленинградской области крупных пожаров не прогнозируется. Об этом сообщил журналистам на специально организованной пресс-конференции начальник ГУ по делам ГО и ЧС Ленобласти Сергей Шапошников. Он также отметил, что при необходимости к работам по тушению лесных пожаров может быть привлечена авиация. В Ленинградской области и на Северо-Западе, по его словам, вертолеты Ми-26, один из которых на днях потерпел крушение в Читинской области, не используются; разведка и облет территорий на предмет обнаружения пожаров или высадка пожарных десантов производятся с вертолетов Ми-8 или с самолетов Ан-2. С. Шапошников сообщил, что соответствующие договоры с частными авиакомпаниями уже заключены, но на самом деле вопрос использования авиации для тушения пожаров в Ленобласти не столь актуален, как, например, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Основные надежды в Ленобласти возлагаются на телеметрические системы. Всю территорию области собираются "перекрыть" вышками с установленными на них телекамерами, с помощью которых будет проводиться круглосуточное видеонаблюдение за состоянием лесов.

А в районах Ленобласти предстоит построить или модернизировать пожарно-технические станции 2-го и 3-го уровня (в зависимости от того, находится на них или нет тяжелая техника), на которые, в случае необходимости, и будут поступать сигналы от операторов видеонаблюдения.

Ленинградская область, кстати, вот уже несколько лет готова стать участником пилотного проекта по развитию подобной системы, но для этого необходим кредит - не менее 9 млн. долларов - для постройки нескольких современных пожарно-технических станций. Но денег на это пока нет.

Систему же телемониторинга в области, тем не менее, развивают самостоятельно. В лесхозах уже установлены 64 вышки с телекамерами, в частности, полностью оборудованы таким образом лесхозы в Тосненском районе и на Карельском перешейке. В ближайшее время планируется установка еще нескольких вышек видеонаблюдения в ряде районов, в частности, в Бокситогорском.

Там же, где вышек пока нет, предполагается использовать мобильные наблюдательные системы - телескопическая вышка монтируется на шасси грузовика ЗИЛ-130, что позволяет быстро перебрасывать такие системы в потенциально опасные районы.

Возникает вопрос и здесь: ну, допустим, телефоны-автоматы и светильники в подземных переходах мы научились выпускать в "антивандальном" исполнении. А дорогая телекамера? Одна в темном лесу? Долго ли простоит? И опять вопрос: кому это выгодно?

Список номеров