Деревообрабатывающее оборудование
и комплексный инжиниринг

Лизинг в России

В соответствии с главой 34 ГК РФ финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендных правоотношений: "По договору финансовой аренды (договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей". По истечении определенного срока лизингополучатель может приобрести право собственности на имущество по договоренности с лизингодателем.

Согласно международной практике, лизинг представляет собой подвид арендных отношений, который характеризуется тем, что: лизингополучатель не приобретает права собственности на объект лизинга; риски и выгоды от пользования объектом лизинга лежат на лизингополучателе; оплата производится в рассрочку и обычно покрывает полную стоимость объекта лизинга плюс прибыль лизингодателя.

В свое время одним из основных механизмов послевоенного японского экономического чуда стал лизинг. Именно через лизинговые схемы в экономику привлекался иностранный капитал, именно они позволили за считанные годы обновить производственную базу.

Экономисты, видимо, не забыли о столь удачном опыте. По крайней мере, уже много лет для лизинга действуют налоговые послабления. Однако до последнего времени их использовали практически исключительно в целях минимизации налогообложения. Например, купив новое оборудование, можно без особых проблем в несколько раз сократить сроки его амортизации, оформив сделку как лизинговую (на самом же деле все деньги выплачиваются сразу, то есть ни о каком кредите или аренде нет и речи).

И лишь в последние два-три года благие намерения стали обретать черты реальности. Лизинг из налоговой схемы превратился в самостоятельный реальный бизнес. Стремительно нарастают обороты. Если, по оценкам группы по развитию лизинга в России Международной финансовой корпорации (МФК), в 2001 году общий объем лизинговых сделок в стране составил 1,7 млрд долларов, то в текущем году, по нашим прогнозам, он уже превысит 2,5 млрд долларов. Причем доля реального (то есть не обусловленного налоговыми схемами) лизинга в общем объеме неуклонно растет и давно стала превалирующей. В этом году было отменено лицензирование лизинга. Казалось бы, искусственно созданные при многих банках лизинговые компании должны были прекратить свое существование, ведь для реализации схем теперь нет нужды содержать отдельное юрлицо. Ничуть не бывало, напротив, они набирают силу, самостоятельность.

Наконец, доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства отечественной промышленности в прошлом году составила около 3%, в этом году должна достигнуть 4%. Если же говорить о долгосрочном (более трех лет) кредитовании, то лизинг, пожалуй, вытеснил из этой ниши все остальные финансовые инструменты.

Дух проектного финансирования

С одной стороны, развитию лизинга содействовало государство. Лизинг сегодня едва ли не единственный внятный элемент промышленной политики. В соответствующих правительственных концепциях он официально признан основным для развития ряда отраслей - производства телекоммуникационного оборудования, автотранспорта, сельскохозяйственной продукции, авиатехники и др. Внесены конструктивные изменения в противоречивое прежде законодательство о лизинге (Закон о лизинге, Налоговый кодекс). Наконец, были ликвидированы многие бюрократические барьеры (в частности, выше уже говорилось об отмене лицензирования).

С другой стороны, лизинг стал востребован. Пусть в относительно небольших пока объемах, но начали появляться длинные деньги, которым нужны соответствующие малорисковые инструменты. Лизинговая же сделка мало зависит от кредитоспособности получателя средств - она гарантирована имуществом. В России сейчас невозвраты по лизингу не превышают 5%, да и невозвратами их назвать сложно. В подавляющем большинстве случаев это технические задержки на срок от недели до четырех.

В ближайшие годы следует ждать не менее, а то и более бурного роста лизинга в России. Многие из опрошенных нами руководителей лизинговых компаний ожидают ежегодного роста в 30-50% и более. Во-первых, лизинг - зачастую наиболее эффективный инструмент обновления основных фондов, расширения бизнеса. И если еще пять-шесть лет назад было крайне сложно найти компанию с обоснованным долгосрочным планом (проще говоря, директора не знали, как с толком распорядиться инвестициями), то сейчас ситуация кардинально изменилась. Обновление оборудования, приобретение передовых технологий стало первоочередной задачей. Во-вторых, на фоне рецессии мировой экономики иностранные инвесторы определенно оценят потенциал российского лизинга как прибыльного и довольно надежного инструмента. Крупные западные производители транспорта и оборудования также не упустят возможности воспользоваться столь эффективным инструментом продвижения своих продуктов на растущий российский рынок. И наконец, в-третьих. С 2005 года должно начать действовать новое международное соглашение по регулированию достаточности банковского капитала (так называемый "Базель-2"). Банки в развивающихся странах в большинстве случаев будут вынуждены предъявлять еще более строгие требования к заемщикам. Это, несомненно, даст беспрецедентный импульс развитию менее зарегулированного лизингового бизнеса.

Из открытых источников.

Список номеров